?

Log in

No account? Create an account
Вавилон, заметки натуралиста - Журнал Восставшей Машины [entries|archive|friends|userinfo]
ArkanoiD

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Вавилон, заметки натуралиста [Jan. 9th, 2008|02:26 am]
ArkanoiD
[Tags|, , ]

Не раз уже приходила мне в голову мысль - а зачем, собственно, в постиндустриальном обществе (*), люди работают? Кроме тех, кому доставляет искреннее удовольствие какой-либо вариант игры в бисер - зачем вся эта чудовищно раздутая сфера торговли и управления? Нет, думается мне, вовсе не в том дело, что общество столь чудовищно неэффективно, что иначе ему никак; все дело в том, что всех этих людей нужно чем-то занять и дать им худо-бедно какую-то цель, дабы не вышло хуже. В иной ситуации всеобщего изобилия этот офисный планктон можно было бы сделать жрецами; пусть крутят молитвенные колеса или бьют земные поклоны; понятно, что и так на всех хватит, но до истинно постконсьюмеристского общества (**), когда социальный статус перестанет зависеть от уровня потребления, не доживут не только наши дети, но и внуки. Альтернатива в виде коммунизма или как еще можно назвать черезмерно развитые социальные программы показывает свою полную несостоятельность, создавая худший вид социального неравенства, в котором комфортнее всего себя чувствуют наихудшие. Человека переделать невозможно.

Положительный момент всей этой нелепицы в том, что именно ей мы должны сказать спасибо за бурное развитие информационных технологий и коммуникаций.

* Некоторые могут сказать, что постиндустриальное общество существует за счет рабского труда в иных землях; будь это даже отчасти правдой, исчезновение данного атавизма всего лишь вопрос времени, и самого ближайшего.

** Тут важно ни на минуту не забывать, что "общество потребления" ориентировано на производство всего лишь одного продукта потребления - социального статуса. Здесь телевизор не смотрят, а показывают. Ничтожная горстка последовательных сибаритов, которые стараются получать истинное удовольствие от обладания и пользования вещами, не делает погоды в нем ни коим образом.
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
From: finrir
2008-01-09 12:09 am (UTC)
согласен.
Общество подобного типа создано для того,чтобы за счет раздувания значимости такого понятия как социальный статус (от чего почти пропорционально, растет уровень жизни), держать под контролем всю систему в целом.
Это кстати одна из причин, почему государство так боится наркотиков. Ему,государству, в принципе плевать на уровень здоровья масс. Просто на человека, живущего вне принятых категорий, довольно сложно воздействовать и повелевать, используя принятые в торговом обществе Золотого тельца, системы рычагов влияния.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: andyw
2008-01-09 07:15 am (UTC)
странно, но мне казалось, что рычаги влияния на наркоманов более прозрачные и в чем-то более эффективные.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: unholy_
2008-01-09 12:13 am (UTC)
Вообще-то, борьба за существование - это нечто базовое...
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: unholy_
2008-01-09 12:15 am (UTC)
Ну фсе, щас тут соберутся вестники Апокалипсиса :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: sanches
2008-01-09 12:18 am (UTC)
"Исчезновение данного атавизма", - действительно, в самом скором времени, - уничтожит и то, что мы сейчас называем "постиндустриальным обществом". Хотя труд в иных землях, строго говоря, рабским не является, - не надо использовать пропагандистские штампы там, где уместны четкие формулировки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arkanoid
2008-01-09 12:21 am (UTC)
И как думаешь, что именно изменится?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: mur57
2008-01-09 02:39 am (UTC)
Не очень понятно: это кому конкретно предлагается не работать? Не будут работать - будет хуже.
(Reply) (Thread)
From: ex_croco667
2008-01-09 04:30 am (UTC)
Кстати, мне вот что непонятно в разговорах об офисном планктоне: ведь эту прослойку никто принудительно не создаёт, она возникает сама, причём возникает в коммерческих организациях, куда никто лишних людей брать не станет -- им же деньги платить надо.

Да и не так уж много его, планктона этого. Если рассматривать высшее образование как производственный процесс, результатом которого являются специалисты, то пресловутый планктон окажется результатом выбраковки конечной продукции. Но эта выбраковка неизбежна в силу множества причин.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arkanoid
2008-01-09 05:01 am (UTC)
Благоприятной среды много. Обрати внимание, я говорю о раздутой сфере торговли и управления. Если цена продукта по пути от производителя до прилавка возрастает в несколько раз (что обычное дело), кто-то съедает эту разницу?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ex_charset386
2008-01-09 06:16 am (UTC)
Они и есть жрецы - жрут да жрут.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sanches
2008-01-09 06:44 am (UTC)
Кстати, по здравому размышлению, Твое примечание ** совершенно не соответствует истине, простейшим доказательством чему является изобилие на рынке всяческих товаров, произведенных и рассчитанных исключительно на коллекционеров (вкладыши в упаковках жевательной резинки, сигарет, бейсбольные карточки, фанатские книжки с лотерейными аппликациями и т.п.). Основная масса покупающих их коллекционеров - коллекционеры "неправильные", преимущественно дети, - обладание предметом никакого социального статуса им не принесет даже среди других коллекционеров, так - чистое удовольствие. Рынок при этом огромнейший - и возможный только в обществе потребления.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: silentpunk
2008-01-09 07:24 pm (UTC)
"обладание предметом никакого социального статуса им не принесет даже среди других коллекционеров" - разве?
коллекционер на том и создаёт свой статус и вес, что у него более полная коллекция/редкий экземпляр/непогашенная/с автографом и т.п.
причём статус этот, как правило, имеет значение именно в среде подобных, взрослых ли, малолетних ли, ценителей. и именно среди детей обладание каким-нибудь редким фантиком или бейсбольной карточкой зачастую является мерилом статуса. там просто законы немного иные - большие дядьки настоящими машинами меряются, а детки - игрушечными. деткам веселее - они меряются ещё и косвенным статусом (машинами своих родителей, например). Вы говорите "рынок огромнейший" - он потому и огромнейший, что "истинных сибаритов" ничтожно мало. взрослым коллекционирование приносит то же, что и детям - возможность похвастаться, что и есть статус.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mashaaaa
2008-01-09 07:03 am (UTC)
>будь это даже отчасти правдой, исчезновение данного атавизма всего лишь вопрос времени, и самого ближайшего.

ИМХО, исчезни сейчас дешевые китайские пуховики, магнитофоны etc., - многое изменится. в частности, например, больше народу уйдет на производство всего этого в своих странах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arkanoid
2008-01-09 09:05 am (UTC)
А они не исчезнут, производство лучше автоматизируется, только и всего.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: orie
2008-01-09 07:55 am (UTC)
ну я вот ровно за этим работаю, только непонятно, почему это плохо ;-)
(Reply) (Thread)
From: igaf
2008-01-09 08:10 am (UTC)
** - слишком сильное обобщение. По-моему, даже обратное не будет сильно дальше от реальности.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arkanoid
2008-01-09 08:17 am (UTC)
а то ты не замечал, что когда хочешь отдать денег за качество, тебе все время норовят продать понты? ;-)

у тебя фильтр на этот мусор уже настолько хорош, что ты его просто не замечаешь?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: qualexander
2008-01-09 08:12 am (UTC)

Планктон

Задорная публикация с нарочито спорными тезисами.

Насчет офисного планктона - сам термин порожден одномерным (и высокомерным) оцениванием людей, как частичной производственной функции в существующей системе производства.

Маркузе об этом писал сорок лет тому назад.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mbravo
2008-01-09 08:24 am (UTC)
вот отключат электричество и накроется всё это твоё постиндустриальное общество вместе с роботами :)

это я к тому, что существующая инфраструктура всего постиндустриального, от логистики потребления до критической энергетической - это колосс даже не на глиняных ногах, а вообще на ходулях из папье-маше. всякие весёлые рассказки об этом можно почитать у Стерлинга и ещё много у кого, уж сколько лет как.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: duke_igthorn
2008-01-09 09:18 am (UTC)
> Положительный момент всей этой нелепицы в том

А если перестать относиться к этому как к нелепице? Если считать, что это и есть первичная цель - поддержание общества, максимально комфортного для максимального кол-ва народу (и максимально стабильного). Считать такие понятия как эффективность, скорость НТП и пр. фигня - сугубо вторичными, рассматриваемыми постольку поскольку они служат первичной цели. По-моему, тогда картина станет значительно менее мрачной..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nathoo
2008-01-09 02:20 pm (UTC)
это - кому как. вид счастливого стада у теплой кормушки на многих навевает тоску.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: losia
2008-01-09 11:01 am (UTC)
Мне тоже иногда очень интересно, что будет, если как-то перенаправить те людские ресурсы на те же науку и технологию, дабы они просто добротно, хотя, может, и несколько тупо, рыли во всех направлениях. Кто-нибудь что-нибудь да нароет. Хотя бы и отрицательный результат. А то сейчас как-то очень много криков, что и на "респектабельные" исследования не всегда хватает средств, а на "нетрадиционные" направления их вообще нет. Откуда лезут и лженаука, и борьба с ней, подпитывающие друг-друга.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sanches
2008-01-09 11:50 am (UTC)
Лженаука не оттуда лезет. Там другая проблема.

В 50-е - 60-е любому обывателю было понятно: физика - это Большая Бомба и море дешевой электроэнергии; ракетостроение - опять-таки, Большая Бомба и мировой престиж. На что выделять средства, и надо ли их вообще выделять, - вопросов даже и не возникало.

А что такое эта ваша теория суперструн, как ее можно пощупать, для чего она вообще нужна? - а хрен ее знает.

Причем помимо чисто практического выхода, - на том этапе обыватель, хоть и не владеющий знаниями, - имел хотя бы общее представление, - на уровне "атомы это такие мельчайшие частички, в них содержится огромная энергия, и эту энергию можно извлечь и использовать". Сейчас же для человека с улицы передний край что науки, что технологии, - это волшебство. Такая хрень, которую могут задействовать только особо посвященные волшебники, и которая непонятным и чудесным образом творит совершеннейшие чудеса. А тут уж что суперструны, что торсионные поля, - один хрен, черная и белая магия...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>